ПУБЛИКАЦИИ
февраль 2021г
Детям и внукам ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС законом предусмотрены ежемесячные денежные выплаты (далее — ЕДВ) до достижения ими возраста 18 лет. Так, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 27.1. Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон N 1244-1), правом на ЕДВ, в числе прочих обладают, далее цитирую дословно: «дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей». В п.3 части первой статьи 13 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 указаны лица (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Из буквального толкования вышеуказанных норм следует право на ЕДВ внуков лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в периоде с 1986 по 1987г. Но время течет. Дети чернобыльцев, как в известной песне рожают новых людей. В итоге несмотря инфляцию сделавшую символическим пособие для внуков героев, работавших для общего блага в условиях радиоактивного облучения, Пенсионный фонд РФ стал искать способ скинуть с себя это бремя. Принять новый закон, сутью которого являлось бы лишение льгот — это политическое самоубийство. Заявление о том, что с детьми последующих поколений законодатели погорячились — даст повод для оппозиции крестиком вышить на своих флагах лозунги о черной неблагодарности власти к героям и их внукам, на которых не могло не отразиться облучение их бабушек и дедушек, и под этим соусом попробовать качнуть общественность. Тогда Пенсионный фонд стал искать лазейки в законе, отказывая под разными предлогами. Но суды часто становились на сторону внуков ликвидаторов чернобыльской катастрофы, полагая что конституция обязывает государство обеспечить экологическую безопасность своих граждан и уж если оно кинуло их в пекло, рискуя здоровьем их будущего потомства, то должно обеспечить выплату пособий установленных законодательством. Однако экономический кризис в стране не прекращался. Трудности с бюджетом усугублялись и судя по всему проблему решили выправить с помощью судебной системы. Когда нельзя изменить закон — можно изменить его толкование. Без всякой причины назвать черным то, что раньше всегда называли белым не очень кошерно. Тут вдруг Министерство Труда и Социальной защиты РФ вспомнило о внуках чернобыльцев и издало письмо от 13.02.2019г № 13-7/В-229, в котором разъяснило, что оказывается, для получения выплаты внуком ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС, его родитель (сын или дочь ликвидатора) должен предъявить удостоверение о том, что именно он непосредственно подвергся радиационному облучению или имеет болячки ставшие результатом облучения ликвидатора. Но что такое письмо? Так… мнение отдельно взятого ведомства. Тогда, для большей обоснованности, Минтруда России издало приказ от 22.04.2019 N 280н с длиннющим названием: «Об утверждении методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и администрацией г. Байконура переданных им полномочий Российской Федерации по предоставлению, в том числе по доставке, компенсаций и других выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации«, которым установило новое требование, согласно которому для назначения ЕДВ внукам чернобыльцев, их дети должны предъявить удостоверение подтверждающее факт их облучения, что: во-первых: физически невозможно, поскольку облучение получил дедушка, а его дети и внуки в момент когда он геройски спасал страну от радиации еще немножко не родились; во-вторых: в противоречие основам права РФ, накладывает на них новые, не предусмотренные законом обязанности, поскольку Закон N 1244-1 связывает право на получение выплат с необходимостью предоставления специального удостоверения, только определенные категории лиц к коим ни дети, ни внуки ликвидаторов не относятся. Однако, несмотря на то, что вышеуказанные письмо и приказ Минтруда России противоречат закону, на их основе, с 2020г, кассационные суды (т.е. суды третьей инстанции) стали массово отменять решения судов первой и второй инстанций, принявших сторону внуков ликвидаторов. Так Первый Кассационный суд общей юрисдикции, в своем определении от 09.11.2020г № 88-23733/2020, отменяя решение суда первой инстанции, вставшего на сторону внуков ликвидатора, указал следующее, цитирую дословно: «Признавая решение суда первой инстанции об удовлетворении иска не соответствующим требованиям закона и подлежащим отмене и принимая по делу новое решение об отказе в их удовлетворении, судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда исследовала юридически значимые обстоятельства, дала оценку представленным доказательствам в их совокупности, обоснованно пришла к выводу об отсутствии законных оснований для назначения ежемесячной денежной выплаты, поскольку факт радиоактивного облучения одного их родителей несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения не подтвержден, одного факта того, что дед несовершеннолетних ФИО4 отнесен к категории граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», недостаточно для признания за ними права на ежемесячную денежную выплату по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 27.1 указанного Закона». И подобные судебные постановления, отменяющие решения вынесенные в пользу внуков ликвидаторов посыпались как из рога изобилия (определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10.06.2020г по делу № 88-18951/2020, определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 05.11.2020г по делу № 88-8291/2020 и т.д.). На неудобный аргумент приблизительно такого содержания: «Как же так, моему первому ребенку назначили ежемесячные денежные выплаты без всяких там удостоверений, а младшему отказываете?» Следует следующий ответ: «Довод кассационной жалобы о том, что старшему сыну ФИО2 — ФИО5 пенсионный орган назначил ежемесячную денежную выплату по аналогичному основанию без предоставления соответствующего удостоверения, подтверждающего факт радиоактивного облучения ФИО2, не может быть положен в основу отмены апелляционного определения, поскольку правового значения при разрешении данного спора не имеет» (это дословная цитата из определения Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 05.11.2020г по делу № 88-8291/2020). Полагаем, что данная позиция абсурдна, антиконституционна и попросту противоречит Закону №1244-1. Так, абзацы 10 и 11 ст. 15 Закона №1244-1 от 15.05.1991г, содержат норму следующего содержания: «Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации». Из вышеуказанного следует, что законом предусмотрена обязанность выдачи следующих специальных удостоверений: А) удостоверения инвалидов: — гражданам, получившим или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (п.1 ст. 13 Закона №1244-1 от 15.05.1991г); — лицам, ставшим инвалидами в следствие Чернобыльской катастрофы (п.2 ст. 13 Закона №1244-1 от 15.05.1991г) Б) удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС: — граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений (п.2 ст. 13 Закона №1244-1 от 15.05.1991г); — граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 — 1990 годах службу в зоне отчуждения; Соответственно ТОЛЬКО вышеуказанным лицам и ТОЛЬКО в вышеуказанных случаях выдается одно из вышеуказанных специальных удостоверений. Выдача удостоверений их детям и внукам, как лицам первого и последующих поколений, законом не предусмотрена. Согласно ст. 27.1. Закона №1244-1 от 15.05.1991г право на ежемесячную денежную выплату имеют (далее цитирую дословно, с нумерацией приведенной в законе): «1) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы; 2) граждане, указанные в пункте 1 части первой статьи 13 настоящего Закона; 3) граждане, указанные в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона; 4) граждане, указанные в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона; 5) граждане, указанные в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона из числа граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения; 6) граждане, указанные в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона; 7) граждане, указанные в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона; 8) граждане, указанные в пункте 9 части первой статьи 13 настоящего Закона; 9) дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей; 10) дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом». Из буквального толкования вышеуказанного списка, в корреспонденции абзацами 10 и 11 ст. 15 Закона №1244-1 от 15.05.1991г следует, что из десяти пунктов лиц указанных в ст. 27.1 Закона №1244-1 от 15.05.1991г, удостоверение может быть выдано только лицам указанным в пунктах с 1 по 4. Между тем, детьми ликвидаторов заявляется требование основанное на п.9 ст. 27.1. Закона №1244-1 от 15.05.1991г, о предоставлении ЕДВ их сыновьям и дочерям (внукам ликвидаторов), как детям последующих поколений граждан, родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы. Если бы в п.9 ст. 27.1. Закона №1244-1 от 15.05.1991г речь шла ТОЛЬКО о детях, родители которых непосредственно подверглись воздействию радиации, то там так и было бы написано, однако в указанном пункте закона указано, что вычетом обладают дети первого и последующих поколений граждан, а значит речь идет не только о праве детей, лиц непосредственно подвергшихся воздействию радиации но и их внуков (как лиц последующих поколений). В пресс-релизе Ленинградского районного суда, представленной в системе ГАС «Правосудие» в отношении данной категории дел указан следующая правовая позиция, цитирую дословно: «… поскольку внуки ликвидаторов последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС являются последующим поколением относительно лиц данной категории, то имеют право на ежемесячную денежную выплату, так как негативные последствия могут проявиться не только у детей, но и у последующих поколений лиц, подвергшихся облучению. Документом, подтверждающим такое право, в данном случае являлось удостоверение № (дедушки детей)». (ссылка………..) Судебная Коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, в своем апелляционном определении от 05 марта 2019 г. по делу N 33-724/2019, указала следующее: «Из анализа приведенных положений Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 следует, что право на получение такого вида социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата (статья 27.1 Закона) имеют дети, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, относящихся к категориям граждан, принимавших в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а также внуки, правнуки и т.д, то есть дети первого и последующих поколений лиц таких граждан, перечисленных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1. Таким образом, указанное правовое регулирование, направлено на осуществление социальной защиты как граждан, подвергшихся непосредственному радиационному воздействию, так и их детей первого и последующих поколений в связи с последствиями радиационного воздействия на родителей». Иными словами, буквальное толкование закона однозначно указывает на право получения ЕДВ детьми последующих поколений (внуками) лиц, подвергшихся радиационному облучению. Иное толкование закона противоречит буквальному его смыслу. Любые ссылки на ведомственные акты в виде писем или ведомственных разъяснений, которые в противоречие указанному закону вводят дополнительные требования или ограничения, нежели чем это предписано законом, не имеют правового значения, как противоречащие нормативно-правовому акту имеющему большую юридическую силу. Специалисты Центра бухгалтерской и юридической помощи Спектр помогут в судебном порядке отстоять права «чернобыльцев» и их детей. |
+7 (473) 232-32-32 | cbuspektr@mail.ru | |
Отправляя сообщения на любой из указанных контактов, отправитель принимает условия соглашения о хранении и обработке персональных данных. © ЦБЮ «Спектр» 2015-2020 г. Бухгалтерская и юридическая помощь. г. Воронеж, ул. Варейкиса, д. 51 |
Отправляя сообщения на любой из указанных контактов, отправитель принимает условия соглашения о хранении и обработке персональных данных.