Логотип Центра бухгалтерской и юридической помощи Спектр
Логотип Центр бухгалтерской и юридической помощи "Спектр"

Телефон: +7 (473) 232-32-32

e-mail: cbuspektr@mail.ru

Адрес: г. Воронеж, ул. Варейкиса, 51

+7 (473) 232-32-32

cbuspektr@mail.ru

г. Воронеж, ул. Варейкиса, д. 51

       

Грузоперевозки на патенте. Особенности и риски.

Slider
Грузоперевозки на патенте. Особенности и риски.
Slider
Грузоперевозки на патенте. Особенности и риски.
Slider

ПУБЛИКАЦИИ
бухучет и налоги

апрель 2021г

С 01.01.2021г прекратил свое существование налоговый режим ЕНВД, на котором работало подавляющее число грузоперевозчиков, в результате чего возник вопрос: «Какой режим налогообложения выбрать?»

Возможные альтернативы:
— общий режим налогообложения;
— упрощенная система налогообложения;
— патентная система налогообложения (далее так же ПСН).

Поскольку настоящая статья посвящена грузоперевозкам на патентной системе налогообложения, то иные налоговые режимы будут рассматриваться через призму их достоинств и недостатков в сравнении с ПСН.

Патентная система налогообложения доступна только гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, а значит именно на них мы и ориентируемся в дальнейшем.

Сравнение ПСН с иными налоговыми режимами

Грузоперевозки на общем режиме налогообложения

Более всего востребованы грузоотправителями, однако имеют недостатки в виде большой налоговой нагрузки (НДФЛ 13% и НДС 20%), а так же дорогого бухгалтерского и налогового учета.

Перевозки на упрощенной системе налогообложения

Умеренная налоговая нагрузка:

6% — с выручки, при объекте налогообложения доходы;

15% с разницы между доходами и расходами — при налогообложении «доходы минус расходы».

Работая на 6% привлечение бухгалтера не требуется, а при работе на 15% все же возникает необходимость привлечении специалиста, но  его стоимость в сравнении с общим режимом налогообложения относительно небольшая.

Грузоперевозки на патентной системе налогообложения

Нет обязанности вести бухгалтерский учет, не сдается налоговая отчетность, лишь обязан вести Книгу доходов по утвержденной форме. Отчетность сдается только за привлеченный наемный труд (работников).

При учете того, что стоимость патента на грузоперевозки для ИП достаточно низкая, в большинстве случаев его выбор обоснован и логичен.

Нюансы патента на грузоперевозки

С учетом того, что патентная система налогообложения подразумевает оплату фиксированного налога прослеживается некоторое сходство с ранее существовавшем ЕНВД. При этом есть один плюс — работа на ЕНВД требовала ежеквартальной сдачи налоговой декларации по форме КНД 1152016, в то время как работа на ПСН не требует сдачи регулярной отчетности (кроме случаев привлечения наемного труда).

А теперь к минусам…

Действие ЕНВД распространялось на всю территорию нашей страны. Т.е. выбрав режим налогообложения в виде Единого налога на вмененный доход, Индивидуальный предприниматель мог возить грузы по всей территории России и весь его доход подпадал по действие ЕНВД. Патент же выдается только на определенную территорию, при этом дифференциация территорий возможна не только по субъектам Российской федерации (областям), но и внутри этих субъектов по муниципальным образованиям (группам муниципальных образований).

К счастью пока Налоговым кодексом запрещено делить действие патента на грузоперевозки для ИП по муниципальным образованиям, и он выдается на всю область [пп.1.1 п.8 ст.346.43 Налогового кодекса РФ], но куда дальше вильнет мысль наших законодателей, особенно в условиях текущих проблем в пополнении бюджета, предсказать невозможно.

Однако исходя из настоящих реалий, жизнь ипэшников осуществляющих грузоперевозки по территории одной области упростилась. Оплатил стоимость патента – работай и радуйся.

А вот для дальнобойщиков, перевозящих грузы по территории всей нашей необъятной родины настали смутные времена.

Дело в том, что в настоящий момент отсутствует однозначная позиция фискальных органов о действии патента при грузоперевозках между разными субъектами РФ.

На все запросы предпринимателей относительно грузоперевозок между разными регионами системно «под копирку» дается один ответ, далее, цитирую дословно выдержку из письма Министерства финансов РФ от 28 июня 2019 г. N 03-11-11/47410:

«Патент действует на территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте. Индивидуальный предприниматель, получивший патент в одном субъекте Российской Федерации, вправе получить патент в другом субъекте Российской Федерации.

В то же время, если договоры на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом заключаются в субъекте Российской Федерации, в котором получен патент, а в другом субъекте Российской Федерации находится только пункт назначения (отправления) груза в рамках указанных договоров, налогоплательщик вправе не подавать заявление на получение патента в другом субъекте Российской Федерации и, соответственно, вправе осуществлять указанный вид деятельности в рамках одного патента, полученного по месту постановки на учет в налоговых органах.»

  Аналогичные ответы в письмах Минфина РФ от 10 февраля 2015 г. N 03-11-11/5564, от 14 июня 2019  N 03-11-11/43299 и т.д.

В условиях отсутствия судебной практики, мнение юристов в отношении толкования вышеуказанных писем разделилось

Одни юристы считают, что для того чтобы ИП мог возить грузы откуда угодно и куда угодно в рамках патента, достаточно того факта, что договор на осуществление перевозок заключен в месте его получения.

Другие считают, что на конкретную перевозку распространяет свое действие патент только при соблюдении одновременно двух следующих условий:

— договор должен быть заключен в месте получения патента;

— место получения патента должно быть либо местом назначения, либо местом отправления.

Обе позиции базируются на вышеуказанных письмах Минфина. Проблема состоит в различном толковании фразы, в которой указано, что патент распространяется на грузоперевозку между несколькими регионами в случае, когда договор заключен в месте получения патента, «а в другом субъекте Российской Федерации находится только пункт назначения (отправления) груза…»

Одни юристы считают толковать следует так: и место назначения и одновременно место отправления, другие толкуют так: либо место отправления, либо место назначения.

Поскольку подавляющее большинство грузоперевозок до 2021г осуществлялось на ЕНВД, судебная практика по данному вопросу практически отсутствует. В правовых системах и на просторах интернета можно найти только постановление по делу N А71-10521/2014 Арбитражного суда Уральского округа (постановление от 2 июля 2015 г. N Ф09-4440/15), на которое ссылаются обе стороны, так же толкуя его по своему.

Позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу отсутствует.

Суть проблемы межрегиональных перевозок на патенте

Из вышеуказанных писем Минфина однозначно ясно одно, если договор на перевозку груза заключен в субъекте федерации в котором получен патент и последний является либо местом отгрузки, либо местом назначения груза, на такую сделку его действие распространяется. Соответственно, когда речь идет о грузоперевозках из региона действия патента только в один иной регион и обратно – налоговые риски отсутствуют.

Но в ситуации, когда патент получен в Воронежской области, а груз сперва перевозят из Воронежа в Москву, затем машина берет груз в Москве и везет его в Саратов, после чего грузится в Саратове и едет в Воронеж, возникают налоговые риски.

В отношении перевозки груза из Воронежа в Москву, при правильном оформлении документов, сделка подпадает под патент на грузоперевозки. При получении груза в Саратове и перевозке его в Воронеж, так же проблем можно избежать. В обоих случаях речь идет о перевозках, в которых место получения патента является либо точкой отгрузки, либо точкой назначения груза.

А вот в отношении сделки по перевозке груза из Москвы в Саратов возникают вопросы, поскольку и место отгрузки, и место назначения находятся в регионах неуказанных в патенте.

Некоторые юристы считают, что это не беда. Достаточно указать, что договор заключен в Воронеже и проблем не будет. Автор данной статьи скептически относится к указанной правовой позиции, ибо она базируется на субъективном мнении, не подтверждено судебной практикой и противоречит смыслу налоговой реформы итогом которой стало введение патентной системы налогообложения.

Однако предположим, что правы все же сторонники позиции, согласно которой достаточно лишь указать в договоре г. Воронеж в качестве места заключения договора и негативных налоговых последствий не будет.

 Давайте углубимся в ситуацию. Дело в том, что значительное число перевозок осуществляется в следующем порядке:

 ИП-шник получил контракт на перевозку груза из Воронежа в Москву. Назад пустым ехать не хочется. Он подыскивает груз в попутном направлении, но в Воронеж грузов нет. Зато есть груз из Москвы в Тамбов, а на следующий день нужна машина из Тамбова в Воронеж. Предприниматель берет оба контракта и чрез несколько дней оказывается в Воронеже.

Теперь маленькая тонкость. Два последних рейса (в Тамбов и далее в Воронеж) он едет по контрактам с грузоотправителями, с которыми ранее знаком не был. С ними надо договориться, что договор со всеми заключен в г. Воронеже. Если у этого ипэшника есть наемный труд и в Воронеже есть офис, как-то это оформить можно. А если наемного труда нет? Тогда получается, что он находясь физически в Москве, а затем в Тамбове заключает сделки на доставку грузов и пишет, что все они были заключены в Воронеже.

В таком случае мнимость данной записи в договоре доказать не составит труда. ИФНС просто вызовет грузоотправителей на допрос, поинтересуется когда же их представители успели съездить в Воронеж для заключения договора перевозки и последние просто пояснит, что договоры были заключены соответственно в Москве и Тамбове, а далее последует обвинение грузоперевозчика в получении необоснованной налоговой выгоды, с взысканием суммы налога, штрафов и соответствующих пеней.

В ряде случаев вышеуказанные риски позволяет нивелировать норма ст. 444 ГК РФ, которая гласит: «Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в места жительства гражданина или места нахождения юридического лица, направившего оферту».

Повторимся, просто указание в договоре фактически подписанном в г. Москве на то, что он заключен в г. Воронеже, если из обстоятельств будет явно следовать обратное – не поможет. В некоторых случаях может выручить грамотно организованная почтовая или электронная переписка, из которой будет явно видно, что оферта (предложение) на заключение договора поступила от грузоперевозчика, а грузоотправитель лишь принял эту оферту, а значит исходя из положений ст.444 ГК РФ следует, что местом заключения договора является место нахождения грузоперевозчика.  

Но повторимся – все эти изыски имеют смысл только в случае, если судебная практика пойдет по пути того, что единственным условием распространения действия патента на конкретную сделку является факт ее заключения в месте получения патента. В противном случае, все сделки, в которых и место отгрузки и место назначения находились вне региона получения патента на грузоперевозки, под его  действие не подпадут.

С учетом того, что фискальные органы упорно не желают давать официальные однозначно толкуемые разъяснения, предприниматели вынуждены работать в условиях правовой неопределенности. Без официальных толкований, судебная практика по данному вопросу сложится только через полтора – два года. После чего, у налоговиков появится возможность собрать богатый урожай с лиц, которые в условиях отсутствия четких правил выбрали неправильный способ учета своих хозяйственных операций. Ведь налоговая проверка может быть проведена за последние три года, а значит возможность пополнить бюджет за счет незадачливых предпринимателей никуда не денется.

Исходя из вышеизложенного, мы рекомендуем ИП желающими осуществлять грузоперевозки в любом случае жить на двух режимах: УСН и ПСН, и перевозки по сделкам распространение патента на которые вызывает сомнение учитывать по упрощенной системе налогообложения. А бесстрашным авантюристам, которые в любом случае все будут делать под прикрытием патента на грузоперевозки, в случае неблагоприятного развития ситуации, УСН даст возможность минимизировать налоговую ответственность, ведь если что придется платить не 33% (13% НДФЛ плюс 20% НДС), а 6% с выручки либо 15% с разницы между доходами и расходами.

Квалифицированные специалисты Центра бухгалтерской и юридической помощи «Спектр» помогут организовать рабочий процесс, документооборот и налоговый учет, минимизировав риск привлечения ИП к налоговой ответственности.  

+7 (473) 232-32-32

cbuspektr@mail.ru

Отправляя сообщения на любой из указанных контактов, отправитель принимает условия соглашения о хранении и обработке персональных данных.

© ЦБЮ «Спектр» 2015-2020 г. Бухгалтерская и юридическая помощь. г. Воронеж, ул. Варейкиса, д. 51

Отправляя сообщения на любой из указанных контактов, отправитель принимает условия соглашения о хранении и обработке персональных данных.

© ЦБЮ «Спектр» 2015-2020 г.